Субочев Сергей Дмитриевич - Село Богатое - Богатовский район - Самарская область
gototopgototop
Субочев Сергей Дмитриевич
Книга памяти
Понравилось:
6


Не понравилось: 1

Субочев Сергей ДмитриевичО ветеранах Великой Отечественной войны много говорят и пишут, воздавая им заслуженные почести. Да иначе и быть не может! Ведь это они спасли Родину от порабощения, дали всем нам возможность родиться под мирным небом.
Хочу рассказать о тех, кто не снискал лавры победителя, не увешан боевыми наградами, хотя вынес немало страданий и унижений. Вспомним о тех, кто тоже воевал с фашистами, но попал в плен

О таких солдатских судьбах, какая выпала на долю Сергея Дмитриевича Субочева, в советские времена рассказывать было не принято. Но по сути дела, она - лишь отражение судеб многих и многих солдат, встретившихся с войной в первые же годы вторжения фашистов, когда к этому не готова была страна. Стыдиться такой судьбы надо не рядовому солдату, а тому, кто его на это обрек.

Есть серьезное различие в понятиях «попасть в плен» и «сдаться в плен». Конечно, множество наших воинов именно попали в плен, приняв на себя первые удары, не сумев противостоять военной мощи фашистского вермахта, оставаясь зачастую без оружия, боеприпасов и даже без командиров. А сколько среди них было раненых, контуженых? Нет, их не в чем упрекнуть, потому что у них не было выбора: смерть или плен.

Родился Сергей Дмитриевич в селе Кураповка 8 сентября 1915 года в многодетной крестьянской семье. Как и все его сверстники, с детства познал крестьянский труд. Окончив четыре класса местной школы, стал помогать родителям по хозяйству. Но с каждым годом семье приходилось жить труднее. В голодные 30-е годы в поисках лучшей доли семья перебирается к дальнему родственнику в г. Батуми. Отсюда Сергей Дмитриевич был призван на действительную службу в ряды Красной Армии. Отслужив положенный срок, он возвращается к родителям в г. Батуми и устраивается на чайную фабрику.

Все, казалось бы, в жизни молодого человека складывается хорошо. Но мирная жизнь людей в начале лета 1941 г. прервалась 22 июня страшным известием: началась война. Патриотический порыв взрослого населения охватил всю страну. Началась срочная мобилизация мужчин призывного возраста на фронт.

Сергей Дмитриевич Субочев был призван на войну только в январе 1942 года. Первый месяц воинской службы он проходил в городе Горий, где шло формирование 242 минометного батальона. А через месяц уже минометчиком попал он на южное крыло Восточного фронта.

Советские войска в это время вели активные оборонительные бои. Особенно они были ожесточенными в южном направлении советско-германского фронта, где ударные группировки немцев рвались к Волге и на Кавказ. Только с годами он понял, в какую гущу исторических событий завела её судьба: что находился на направлении главного удара фашистов.

Тяжелые оборонительные бои шли в июне 1942 года на Северном Кавказе. Минометный батальон, в составе которого находился наш земляк, занимал позиции на подступах к Старобельску. К середине июня 1942 года германское командование создало предпосылки для большого наступления на южном крыле Восточного фронта. Армейская группа под командованием генерал-оберста Максимилиана фон Венхса в составе 2-й полевой и 4-й танковой немецких армий, а также 2-й венгерской армии во взаимодействии с 6-й армией Паулюса были нацелены на осуществление операции «Блау». Ее замысел сводился к нанесению двух ударов по сходящимся направлениям на Воронеж. В результате предполагалось прорвать советский фронт и ударом на Старобельск, Миллерово завершить окружение войск Юго-Западного и Южного фронтов. В этих ожесточенных боях и был ранен Сергей Дмитриевич в левое бедро осколком снаряда. К тому же взрывной волной его засыпало землей и оглушило.

В результате тяжелой контузии у Сергея Дмитриевича началось трясение левой руки и ноги. В таком состоянии Сергей Дмитриевич был взят в плен. Под усиленной охраной окруженцев пригнали в бывший Старобельский женский монастырь, где оккупанты срочно организовали лагерь военнопленных. Суд над его обитателями был короткий: фашисты ежедневно отсюда машинами увозили наших бойцов и командиров на расстрел. Конечно же, такая участь постигла бы и Сергея Дмитриевича, если бы не румынские конвоиры, которые относились к пленным без жестокостей. Из Старобельска с группой военнопленных Субочев С.Д. был переведен в лагерь под Кривой Рог, а затем в Лисичанск. И уже оттуда был отправлен в Германию в лагерь шталаг VI K. Весной 1941 года участок площадью 400 на 1000 м возле маленькой деревушки Эзельгайдэ (в переводе пастбище ослов или ослиный луг), в семи километрах от железнодорожной станции Хевелхоф, общины Штукенброк, земли Северный Рейн-Вестфалия был старательно обнесен колючей проволокой. Вокруг стояли пулеметы, часовые, вооруженные автоматами. Здесь фашистами был создан лагерь смерти, значившийся в их официальных документах «Шталаг №326-(VI-К)- Stalag VI K (326)».

Шталаг №326-(VI-К)- Stalag VI K (326)

Обычно в лагере содержалось 6-7 тысяч человек, временами число их доходило до 15-20 тысяч. Шталаг №326 имел значение центрального распределительного лагеря, в который свозили военнопленных из восточных районов. Здесь происходила сортировка, проверка, разбивка людей по группам. Потом их отправляли на работы - в шахты и на предприятия Рурского бассейна. Также группы из военнопленных обслуживали предприятия неподалеку от лагеря (Падерборн, Билефельд, Ноефауз, Лемго, Гутерсло, Пивичайде). Непригодных для каторжного труда людей медленно уничтожали голодом, холодом, скученностью в бараках, побоями.

После апреля 1942 года сюда прибывали все новые и новые партии советских пленных. В конце 1942 года 10 тысяч узников были переданы Бельгии для работы в угольных шахтах, где до мая 1945 года работал и Субочев Сергей Дмитриевич. А когда наши войска стали подходить к Германии, многих военнопленных вновь вернули в лагерь, среди них и наш земляк.

2 апреля 1945 г. передовая танковая часть 2-й бронетанковой дивизии американской группы войск, наступавшей в направлении городов Падерборн - Ганновер, пленила гитлеровских офицеров, солдат охраны и управления лагеря военнопленных - шталага № 326(VI-К) (Германия, земля Северный Рейн-Вестфалия, округ Минден, район Падеборн, место Эзельгайдэ на территории общины Штукенброк). Этим она довершила освобождение узников шталага - девяти тысяч советских военнопленных и тысячи военнопленных югославов, поляков и французов, начатое изнутри советскими военнопленными.
В ночь на 2 апреля 1945 года военнопленные обрели свободу.

Домой Сергей Дмитриевич вернулся осенью 1945 года после тщательной проверки особого отдела.

После освобождения из плена Сергею Дмитриевичу не выдали справку о ранении и контузии, поэтому он долгие годы добивался от ВТЭК о признании его инвалидом II группы. И только после письма к министру обороны СССР Гречко, ему была назначена пенсия как инвалиду II группы.

За проявленный героизм и мужество Сергей Дмитриевич был награжден медалью «За боевые заслуги» , «За победу над Германией в годы Великой Отечественной войны 1941-1045 г.г.»

Сергей Дмитриевич Субочев с семьей

Сергей Дмитриевич Субочев с семьей

Г.Г. Пивкина, зав. школьным музеем Богатовской СОШ