Отрадный: Как часто, возмущаясь непомерно возрастающими тарифами на коммунальные услуги, отрадненцы порой просто не догадываются, что расходы вполне реально проконтролировать. Надо только подойти к этому по-хозяйски
фото Елены ДЫМКОВОЙ
Живя в такое время, когда известия от коммунальных служб похожи на сводки с фронта - цены взлетают абсолютно на всё, успевай только платить по счетам - многие горожане пытаются найти приемлемые варианты экономии. В некоторых случаях им это вполне удаётся. Уже давно существуют счётчики на электроэнергию, появились счётчики на газ и воду. Многие, заметив значительную выгоду, стали их устанавливать у себя в квартире, намного сократив расходы.
Если подобные затраты видны сразу, то счета, выставляемые коммунальными службами, вызывают гораздо больше вопросов. Иной раз просто неясно, что конкретно стоит за тем или иным пунктом квитанции. Да многие, если честно, и не задумываются над этим. Платят и всё. Возмущаются, но платят. Но когда наступает момент, и жильцы обращаются в своё ЖЭУ с законной просьбой отремонтировать протекающую крышу или осыпающуюся штукатурку в подъезде, ответ, как правило, предсказуем: «Нет денег, нет специалистов и вообще, у вашего дома большая задолженность по квартплате». Что касается должников, то тут коммунальные службы несколько лукавят. Как говорит председатель ТОС Олег Цареградский («Отчёт КСК как зеркало нарушения прав», «М» №45 от 12.11.09), «согласно договору, оплата работ и услуг управляющей компании проводится до 10 числа последующего месяца, а долги насчитывают с первого числа.» Так в число должников попадают и вполне законопослушные граждане, которые, кстати, совсем не обязаны страдать из-за недобросовестных соседей. По какому закону управляющая организация устанавливает коллективную ответственность жильцов? По словам Олега Цареградского, все действия обслуживающей компании по работе с населением надо оценивать с точки зрения закона «О защите прав потребителей».
Коммунальные услуги - это услуги, и потребитель вправе требовать их качества.
А что же происходит в действительности? Те виды работ, которые указаны в договоре, заключённом между КСК и жителями домов, устанавливает сама обслуживающая компания, она же их и выполняет, самостоятельно оценивая качество исполнения, а также, выставляет жильцам счёт к оплате. Удобно, не так ли. Да, но только самой компании. А где в этой цепочке найдётся место жильцам? Ведь они имеют законное право видеть качество и объём получаемых услуг, знать, за что они вносят свои деньги.
Этот вопрос возник у уполномоченного дома №29 по улице Первомайской Петра Лазарева ещё в 2008 году. После общего собрания жильцов и встречи с гендиректором КСК Ольгой Долговой, в июне 2008 года, было принято решение осуществлять контроль за работами по этому дому посредством составления в ЖЭУ помесячных актов, за подписью уполномоченного по дому и представителя ЖЭУ. В этих актах записывались замечания по невыполненным работам. Подразумевалось, что в конце года по ним будет сделан перерасчёт. Поначалу, согласившись с доводами жильцов, вариант с актами показался КСК приемлемым, но впоследствии, было решено сделать контроль более неудобным для жильцов, надеясь, видимо, что они откажутся от своей идеи. Суть, метода предложенного коммунальщиками, такова: если, к примеру, в какой-то день на территорию не вышел дворник, нужно бежать за представителем ЖЭУ и составлять акт, и так каждый раз, если не выполняется та или иная работа. Хлопотно и неудобно, нужно постоянно держать ситуацию под контролем, мало кто из жильцов захочет с этим связываться. Но если всё таки, горожане пойдут на такой шаг, то выгода будет немалая. Да и коммунальщики почувствуют, наконец, ответственность за свою работу. Просто надо перестать быть равнодушными и безропотными, и отстаивать свои права, как это пытаются делать Олег Цареградский и Пётр Лазарев.