Мещеряков Алексей Федорович - Село Богатое - Богатовский район - Самарская область
gototopgototop
Мещеряков Алексей Федорович
Книга памяти
Понравилось:
1


Не понравилось: 0

Мещеряков Алексей ФедоровичСолдатский треугольник фронтового письма... Сколько их было написано и отправлено за 1418 военных дня? Кому они были адресованы? О чем рассказывали люди, написавшие их? Что их волновало и радовало? На все эти и десятки других вопросов можно попытаться найти ответы, перечитывая пожелтевшие от времени фронтовые письма, хранящиеся в архиве нашего школьного музея. История войны как она есть, без громких фраз, лучше всего читается не по учебникам, а по письмам простого солдата – треугольником со штампом: «Просмотрено военной цензурой». История оживает в строках, набросанных второпях химических карандашом, - для того , чтобы воскресить нашу память, чтобы не дать ей угаснуть.

Передо мной письма с фронта, пожелтевшие, местами истлевшие, написанные на почтовой солдатской бумаге и на оказавшихся под рукой обрывках. Написанные и в вагоне эшелона, направлявшегося на фронт, - в них надежда на скорую победу и возвращение домой; и на зеленой лужайке под сосной в партизанском лагере в минуты затишья.

Фронтовая дорога Мещерякова Алексея Федоровича такая же, как и у тысячи других солдат: бой, окружение, несколько дней плена, побег, скитания, партизанские отряды, действующая армия, гибель. Все это отражено в его письмах, которые семья стала получать с августа 1944 года. А до этого с сентября 1941 года – ни весточки. Три года посылали запросы, разыскивали отца находившиеся на фронте его старшие дети – сын-артиллерист Дмитрий и дочь-радистка Евдокия. И вот, наконец, пришло первое письмо от 1 сентября 1944 года, в котором он пишет:

«Добрый день или вечер, многоуважаемые Наташа и милые детки Митя, Дуся, Нина, Ваня и дочка Любочка! Наташа и милые детки, я пока жив и здоров, чего и вам желаю. Я не ошибусь написать, что за три года разлуки вы не считали меня в живых, но и я не знаю, кто из вас жив. Наташа, я на имя директора элеватора послал три письма, которые ты должна получить . Не знаю, что вам только вам написать после такой радости, что нам , партизанам, пришлось соединиться с регулярной Красной Армией после трехлетнего пребывания в тылу врага. Вот, Наташа, где я узнал жизнь партизан – в тылу врага. Если описать подробно всю свою жизнь, то у меня не хватит бумаги . Я сейчас еду в Польшу, где еще не было советской власти, а это письмо я писал во время стоянки на станции Старушки в пять часов вечера. В это же время получали обед. С питанием неплохо : три раза варят, а в обед и второе, по 700 граммов.

Исполнилось ровно три года моей живой разлуки с вами, дорогая моя семья и дорогие мои знакомые. Привет многоуважаемой кумушке Софии, а также дорогому кумоньку Михаилу Феногентовичу. Еще горячий привет куме Оле Аношиной и Оле Безгиной, а также куму Кирюше и Николаю Ивановичу. Дорогие мои близкие товарищи, если бы вы только знали, как я соскучился по вас. Я теперь хотя бы один часик с вами поговорил и был бы очень доволен.

Наташа и милые детки, с горячим приветом и поцелуем ваш папа.

1 сентября 1944 года.»

В последующих письмах Алексей Федорович подробно описывает свои фронтовые дороги, вспоминает эпизоды плена и побега.

«…В плену кормили так, что страшно писать, - мерзлая прелая картошка, полудохлых коней резали и варили, хлеба давали по 200 грамм пополам с древесной мукой. А работу спрашивали очень большую. Издевательств над пленными и мирными жителями мне пришлось насмотреться. Очень много пленных погибло с голоду и холоду….».

Несколько писем Алексея Федоровича его дочь Любовь Алексеевна позволила мне прочитать. Она сейчас сама бабушка, работает библиотекарем в самарском храме во имя святых Царственных Мучеников. Но для отца она так и осталась маленькой Любочкой. Более 65 лет Любовь Алексеевна бережно хранит все письма отца, которые стали семейной реликвией.

Со строк фронтовых писем из семейного архива коснулось меня дыхание войны, опалило огнем мою душу. И я поняла, как важно беречь мир, чтобы матери никогда не переживали подобное тому, что пережила Наталья Дмитриевна и многие сотни тысяч других матерей и родственников.

Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Екатерина Чекурова, ученица 10 А класса Богатовской СОШ