Прокаев Иван Семенович - Село Богатое - Богатовский район - Самарская область
gototopgototop
Прокаев Иван Семенович
Книга памяти
Понравилось:
2


Не понравилось: 0

Прокаев Иван СеменовичРодился Иван в 1915 году. Рос крепким мальчиком, рано включился в трудовую жизнь семьи. Только таким образом можно было выжить крестьянской семье. Ранний посильный труд был законом выживания. В местной школе получил начальное образование. Арест и расстрел отца перевернули весь уклад сложившейся жизни. 14-летний мальчик оказался в сложнейшей психологической ситуации, потеряв чувство защищенности и уверенности в будущем. Из отрывочных воспоминаний внуков стало известно, в конце 1929 года Татьяна Федоровна ночью, тайно, увела семью из деревни, и они длительное время, обходя крупные населенные пункты, добирались до Сибири, где проживали родственники. Таким было решение матери, опасавшейся за жизнь оставшихся при ней детей. По достижении 17 лет Иван поступил на работу. Есть сведения о том, что некоторое время, а именно, в 1933-1935 годы он работал на станции Татарская Западно-Сибирской (бывшей Омской) железной дороги. В 1936 году он вернулся на родину и до 1939 года трудился на суконной фабрике «Творец рабочий» в Сосновоборске Пензенской области. К началу войны он проживал с женой Матреной Федоровной на улице Рабочей 14 в Богатом.

Мобилизован в РККА Богатовским РВК в 1941 году в возрасте 26 лет. На сайте obd-memorial имеется несколько документов, касающихся Прокаева Ивана Семеновича, второго из сыновей в семье Прокаевых.

Не удалось установить число и месяц мобилизации, нет сведений о перемещениях и ранениях, но точно известно, что к лету 1942 года он служил в составе 676-го стрелкового полка 15-й стрелковой дивизии.

15-я стрелковая дивизия на 22.06.1941 года дислоцировалась в Бендерах и Тирасполе. Приняла первый бой в районе Скулян 24.06.1941, затем отошла за Днестр. В июле 1941 года дивизия попадала в окружение под Уманью, фактически была уничтожена. Отдельные бойцы выходили из окружения уже к концу сентября 1941 года. Выход из котла закончился неудачно для дивизии. Все её командование попало в плен. Но дивизия не была расформирована и продолжала воевать под своими знаменами. 676-й полк с довоенных времен входил в состав 15-й дивизии. В первых военных эпизодах, упомянутых выше скорее всего, Иван еще не участвовал. Он мог влиться в состав полка при доформировании его в сентябре-октябре 1941 года.

Мне показалась интересной страничка в Интернете, посвященная Герою Советского Союза Варюхину Андрею Петровичу. Варюхин Андрей Петрович на заключительном этапе войны командир 47-го стрелкового полка 15-й стрелковой дивизии, полковник, участник всех боев в составе дивизии. Перед нами строки из интернет-страницы:

«После излечения в октябре 1941 года Варюхин вернулся в родную дивизию и, получив звание майора, был назначен начальником штаба 676-го стрелкового полка. В это время войска Южного фронта, потерпев очередное поражение в районе Мелитополя, отступали на восток. Полк Варюхина участвовал в оборонительных боях на Донбассе и на Ворошиловградском направлении, сражался за города Константиновка, Артёмовск, Попасная. Севернее города Кадиевка в конце ноября 1941 года враг был окончательно остановлен. После освобождения Ростова перейдя в состав 37-й армии Южного фронта, дивизия Варюхина всю зиму и часть весны 1942 года на этом участке фронта держала оборону».

В апреле-мае 1942 года 15-я стрелковая дивизия была отведена в тыл в город Бобров Воронежской области на отдых и переформирование. В такие периоды, как правило, в полки дивизии приходило пополнение. Но уже в июне 1942 года её передали в состав 13-й армии Брянского фронта, и она заняла оборону на рубеже реки Тим в Курской области севернее станции Черемисиново. Сведения из другого источника несколько разнятся, но подтверждается сам факт прибытия дивизии.

«А тем временем в соединения стало прибывать пополнение, артиллерия, танки, автомашины, вооружение. В мае на станции Студеный разгрузились полки прославленной еще в гражданскую войну 15-й Сивашской стрелковой дивизии под командованием полковника А. Н. Слышкина. Теперь в составе армии стало пять стрелковых дивизий и одна танковая бригада». (С сайта « Ливенская оборона»).

Общая обстановка на советско-германском фронте подсказывала, что после крупнейших поражений зимой 1941/42 г. немецко-фашистское командование, несомненно, попытается взять реванш летом. При этом было ясно, что на всем фронте ему не удастся наступать, и он изберет для удара какое-либо одно направление. Не исключалось, что таким направлением может стать воронежское, позволяющее в случае успеха выйти в глубокий тыл московской группировки Красной Армии.

Перед фронтом обороны 13-й и 40-й армий развертывались крупные силы врага. Разведчикам армии ставилась важная задача - путем захвата пленных установить достоверно намерения и состав группировки противника.

Как известно, в таких ситуациях наряду с захватом «языка», в полках организовывались также специальные операции силами до батальона с целью выявления возможностей противника, их количества и состава войск. Подобная тактика носила название «разведка боем». Большая группа из состава 676-го полка 15-й дивизии 9 июня 1942 года, ночью ушла в тыл противника для выполнения боевого задания. В донесении штаба дивизии от 31 июля 1942 года № 0865 зафиксировано, что во время этого боя пропало без вести 33 бойца. Потерь, скорее всего, было больше, пропавшие без вести офицеры учитывались в другом донесении. Часть бойцов погибла, оставшиеся в живых были пленены. Как показало время, Прокаев Иван был захвачен в плен 9 июня или несколькими днями позже во время ночной вылазки в тыл врага. Этот день разделил жизнь человека на части «до» и «после».

Жестокая война продолжалась. Как и подтверждала разведка, главный удар фашисты нанесли в полосе обороны 15-й дивизии и в стык с 40-й армией. Здесь наступала ударная группировка из трех пехотных и одной танковой дивизий. Вспомогательный удар на Ливны наносили две пехотные дивизии и бригада СС. Эту группировку с севера поддерживала другая пехотная дивизия. Под прикрытием огня артиллерии и авиации в 5 часов передовые батальоны пехотных дивизий начали переправляться через Тим в районах Зиброво и Пятина. На берег реки вышли танки, которые тоже открыли огонь по 676-му стрелковому полку 15-й дивизии. Именно здесь 28 июня 1942 года гитлеровские войска начали своё грандиозное летнее наступление. «Полк майора Варюхина и другие полки дивизии не смогли сдержать танковую армаду группы «Вейхс» и стали с боями отступать сначала на рубеж реки Кшень, а затем в начале июля 1942 года – в район посёлка Тербуны Липецкой области. Здесь подразделения 676-го полка «вгрызлись» в землю и дальше, несмотря на сильные атаки врага, его не пропустили. Всё оставшееся лето и всю осень 1942 года полк Варюхина держал оборону под Тербунами. Земля в районе этого посёлка, как и под Сталинградом, была густо напичкана железом - осколками, пулями, минами - обагрена кровью павших». Но обойти Воронеж с севера гитлеровцам так и не удалось.

В период с 1 июня по 30 июня 1942 года 15-я дивизия потеряла 3174 человека из солдатского и сержантского состава. Это почти половина первоначального состава.

Приведу небольшую выдержку из того же вышеупомянутого донесения №0865:

«Одновременно доношу, что по Отдельному Учебному батальону на 116 чел. отсутствуют полные данные ввиду того, что в результате происшедших боев 28 .06.1942 года утеряны все штабные документы батальона, и данные уточнить полностью не представляется возможным, так как большинство командиров рот, взводов и отделений убиты и пропали без вести, а с ними остались и списки подразделений».

Не удалось установить документально номера немецких пересыльных лагерей, через которые прошел Прокаев Иван. Но из отрывистых воспоминаний родственников известно, что он оказался в глубоком вражеском тылу на западе Германии, в одном из военных округов. Пленные использовались на изнурительных работах по восстановлению и строительству железных дорог. Немногие выживали, работая на пределе физических возможностей в условиях голода, холода и болезней. В конце войны лагерь был освобожден американскими дивизиями. Иван Семенович прожил долгую послевоенную жизнь, но об этом - в другом повествовании.

В.Ф. Артюков, директор МОУ Богатовской СОШ